"Добанкротный" арест имущества должника по требованию кредитора не превращает требования последнего в "залоговые" в деле о банкротстве - эту позицию Верховный суд (ВС) РФ включил в обзор судебной практики по спорам об установлении требований залогодержателей в делах о несостоятельности. Еще один существенный вывод заключается в том, что в случае уничтожения предмета залога залоговый приоритет распространяется не только на страховку, но и на начисленные на ее сумму проценты.
Обзор утвержден президиумом ВС РФ 21 декабря 2022 года. Документ содержит тринадцать важных, по мнению ВС РФ, позиций, которыми должны руководствоваться суды при рассмотрении дел о несостоятельности.
СОМНЕНИЯ В ПОЛЬЗУ ЗАЛОГОДЕРЖАТЕЛЯ
При рассмотрении дел о банкротстве может выясниться, что предмет залога не обнаружен. В этом случае с точки зрения включения требования залогодержателя в реестр кредиторов сомнения относительно того, имеется предмет залога у должника или нет, толкуются в пользу залогодержателя, говорится в обзоре ВС РФ.
В качестве примера в документе приводится случай, когда суд первой инстанции отказался включить требования банка в реестр в качестве обеспеченных залогом автомобиля, поскольку кредитная организация не представило доказательств наличия машины у предприятия-должника на момент рассмотрения спора. Однако вышестоящие суды ситуацию исправили и удовлетворили просьбу банка.
ВС РФ счел их позицию правильной и привел в обзоре следующее заключение апелляции: конкурсный управляющий по результатам первичной инвентаризации может не располагать данными о месте нахождения имущества, но это не освобождает его от его розыска, который может дать результат. И если имущество не отыщется, то ничьи права при заблаговременном признании прав залогодержателя не будут нарушены - продавать с торгов будет нечего. А вот если актив найдется, отказ в признании залогового статуса создаст серьезные препятствия для реализации кредитором прав залогодержателя.
"АРЕСТАНСКИЙ" ЗАЛОГ
Еще до возбуждения дела о несостоятельности должника его кредитор может добиться через суд принятия обеспечительных мер - ареста имущества. Однако в случае начала процедуры банкротства с точки зрения формирования реестра такой арест "не является достаточным основанием для признания требования кредитора обеспеченным залогом арестованного имущества", напоминает в своем обзоре ВС РФ. Таким образом, кредитор не может рассчитывать на приоритетное - за счет продажи арестованного актива - погашение "своего" долга.
Нормы законодательства о несостоятельности являются специальными по отношению к общим правилам исполнения, а закон о банкротстве не содержит предписаний о привилегированном положении лица, в пользу которого наложен арест, говорится в документе.
ОБРЕМЕНЕНИЕ СЛЕДУЕТ ЗА ВЕЩЬЮ
При реконструкции предмета залога, например объекта недвижимости, или переработки, в частности товарной продукции, залогодержатель вправе предъявить должнику требование о том, что новый актив идет в залог под существующее обязательство, следует из обзора. ВС РФ в нем напоминает о статье 345 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой независимо от согласия залогодателя или залогодержателя считается находящимися в залоге новое имущество, которое принадлежит залогодателю и создано либо возникло в результате переработки или иного изменения заложенного имущества.
Включил ВС РФ в обзор и недавно высказанную его коллегией по экономическим спорам позицию о том, что при гибели предмета залога залоговый приоритет распространяется не только на сумму страхового возмещения, но и на начисленные на эту сумму проценты.
"Проценты за пользование чужими денежными средствами являются приростом к сумме страхового возмещения. Поскольку дополнительное (приращенное) требование следует судьбе основного, требование к страховой компании о выплате процентов также признано находящимся в залоге у предпринимателя", - говорится в обзоре.
НЕ УВЕДОМИЛ О ЗАЛОГЕ - НЕ ПОЛУЧИЛ ПРЕИМУЩЕСТВ
Информация о залогах движимого имущества включается в специальный публичный реестр, за который отвечает Федеральная нотариальная палата (ФНП). Поэтому кредитор может лишиться преимуществ, если должник обанкротится, а информация об обременении его актива в реестр ФНП не включена. "Требование кредитора, обеспеченное залогом движимого имущества должника, не раскрытое публично путем включения соответствующих сведений в реестр уведомлений о залоге, по общему правилу, не может быть установлено в деле о банкротстве как залоговое", - напоминает ВС РФ.
Исключение - ситуации, когда другие кредиторы банкрота знали о наличии залога на движимое имущество. В таком случае залоговый кредитор вправе требовать передачи себе части причитающейся ему выручки от реализации заложенного имущества. Вопрос о распределении средств разрешается судом.